Авто Мото        29 мая 2020        262279         28

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.

По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.

Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.

В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.

Аккумулятор с выкрученными пробками.
Пробки выкручены и вставлены в свои гнёзда.

Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.

Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.

В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.

Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.

Таблица - зависимость степени заряда АКБ от напряжения.
Таблица — зависимость степени заряда АКБ от напряжения.

Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.

В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.

Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.

Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.

Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).

Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.

График -зависимость плотности электролита от температуры.
График -зависимость плотности электролита от температуры.
Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.
Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.

Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.

Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор

Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.

Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.

Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.

Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.

По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.

После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.

Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.

Внимание!
Напряжение близкое к 16В подходит не для всех типов АКБ. Таким напряжением можно их “убить”. Гелевые и гибридные батареи могут максимум выдерживать напряжение до 14.4В!  Лучше всего максимальное напряжение заряда посмотреть на корпусе или в паспорте АКБ. Обозначаться оно будет как cycle use , а максимальная сила тока как max initial current.
Аккумулятор с обозначением максимального напряжения заряда.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.

Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.

  • Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
  • Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
  • Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
  • Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.

Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.

Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их.  При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.

Пластины АКБ забитые кристаллами сульфата свинца.
Пластины АКБ забитые кристаллами сульфата свинца.

При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.

Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.

Более подробно о растворении сульфата свинца можно прочитать в статье «Восстанавливаем АКБ в домашних условиях«.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Обсуждение: 28 комментариев
  1. Сергей:

    Может всё и правильно, но, главное красный провод к плюсу, а чёрный к минусу.
    Мешанина «токов» не имеет смысла. Уже нет таких зарядных устройств.
    Бывает одно безграмотное слово убивает всю «НАУЧНУЮ» статью, в данном случае это «гидролиз».
    Внутри батареи этот процесс отсутствует.
    Лет 25 уже прошло, приятель попросил «проконсультировать» его дочь по химии (она училась в сельхозакадемии).
    Прочитав «изневый учебничек» я понял что упрощённая «химия» не для меня.
    Вот там все процессы шли под термином «гидролиз».
    Проверка плотности электролита может правильно, но сохранить без повреждений (достаточно концентрированной серной кислотой) портки и руки существенно важнее.
    Приличные штаны и свои руки дороже нового аккумулятора.
    Не мелочитесь.

    Ответить
    1. Григорий:

      Сергей, один маленький вопрос. Откуда водород при зарядке. Ответ — разложение воды, оно же гидролиз. Химия 7й класс, если не ошибаюсь.

      Ответить
    2. Админ:

      Сергей вы конечно правы, в АКБ проходят процессы электролиза, но не гидролиза. Статью подправил.

      Ответить
    3. Виктор:

      Не умничай, Серега, видно же, что не знал даже того, что прочитал.

      Ответить
    4. Михаил:

      Сейчас автоматические ЗУ такие, которым по фигу, как вы подключите клемы..

      Ответить
  2. Евгений:

    Не надо путать ЭЛЕКТРОЛИЗ, с гидролизом. В АКБ — электролиз воды.
    Все верно Сергей написал.

    Ответить
  3. Григорий:

    Ребята, в АКБ протекают обе реакции. Без этого АКБ просто набор вторсырья.

    Ответить
  4. Владислав:

    Приветствую Всех! Пытаюсь разобраться в зарядке АКБ большой емкости. На разрешение вопроса две аккумуляторных батареи емкостью 75 А/ч [ARCTIC TITAN российского производства] и 95 А/ч [VARTA немецкого производства]. Зарядка производится зарядным устройством «КЕДР — АВТО 4А». Учитывая номинальные характеристики, заряд обоих АКБ производится в режиме «АВТОМАТ» и именно силой тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора, а для 95 А/ч и еще меньше. И, что же мы имеем?! АКБ емкостью 75 А/ч после разморозки заряжалась более двух суток, хотя АКБ новая, сила тока упала до 1 Ампера уже через сутки и больше не снижалась, при этом по слуху (АКБ не обслуживаемая) отмечалось бурление и пузырение — в таком режиме я выдержал эту АКБ еще более суток, затем все таки отключил. Почему спросите так долго ждал? Только потому, что заряд происходил в режиме «АВТОМАТ» и по регламенту зарядка должна была отключиться самостоятельно и просигнализировать миганием лампочки, чего не произошло. А может нужно было еще ждать до победного? Но, ведь бурление и пузырение…?! И вот теперь, вторая АКБ емкостью 95 А/ч (тоже не обслуживаемая и фактически новая) после разморозки заряжается около 20ти часов, и снова бурление и пузырение — ждать не стал и отключил спустя 3 часа после обнаружения данных эффектов. Заряд также происходил в режиме «АВТОМАТ» и по регламенту зарядка должна была отключиться самостоятельно и просигнализировать миганием лампочки, чего также не произошло, при этом сила тока упала до 2,5 Ампер и больше не снижалась. И здесь такая же дилема: А может нужно было еще ждать до победного? Но, ведь бурление и пузырение…?! Что скажете, дорогие коллеги? Может я запорол 75 А/ч АКБ, оставив его бурлить и пузырить на еще одни сутки и более? Важно Ваше мнение. Спасибо за внимание. Владислав

    Ответить
    1. Админ:

      Владислав, а какое напряжение на клеммах аккумуляторов после зарядки? Если АКб не заряжены, то я бы отказался от дальнейшей зарядки этим зарядным устройством, так как в автоматическом режиме происходит кипение электролита. Но как я понимаю данное ЗУ не поддерживает режим ручной зарядки, поэтому придется искать у знакомых ЗУ с такой функцией. Ну а дальше попробовал бы длительную зарядку на параметрах тока и напряжения, при которых не происходит кипение электролита, то есть сила тока должна быть меньше, чем при зарядке в автоматическом режиме на ЗУ «Кедр».

      Ответить
    2. Сибиряк:

      Посмотрел Кедр, которым Вы заряжаете аккум, схема даже для ремонта находится в свободном доступе. Кедр этот, детская игрушка для богатых детей-ни смысла, ни толка. Купите вот такое, у меня уже 5 лет, 3 штуки в пользовании у друзей, все наидовольны- https://www.dns-shop.ru/product/0d74750762923330/pusko-zaradnoe-ustrojstvo-vympel-57/

      Ответить
  5. владимир:

    статья совершенно верная,а кому непонятно пеняйте на свою безграмотность

    Ответить
  6. недоэлектрик:

    Здравствуйте. Прочел несколько строчек и сразу нашел ошибку, акб состоит из нескольких последовательных секций в которых есть собственное напряжение, а оно какое? А теперь подсчитайте это напряжение на количество секций, в самом акб сколько должно быть? Следующее, в принципе неправильно заряжаем акб, есть простая схема для зарядки акб всех типов, применяя такую схему вы будете заряжать акб и он не должен ухудшаться и можно будет этот акб использовать вечно ( не проверенно ). После зарядки таким способом ( схемой ) можно проверить простым пробником на емкость акб ( цена самого простого 20 рублей (самодельный ). Применяя такую схему для подзарядки акб даже если этот акб негодный он не должен взрываться ( не проверенно), а используя обычные или штатные способы подзарядки акб негодный аккумулятор может взорваться.

    Ответить
    1. Админ:

      НЕДОЭЛЕКТРИК, я честно не понял о чем ваш комментарий? Где по тексту вы нашли строки о нескольких секций АКБ. У меня сложилось впечатление, что данный комментарий относится совсем к другой статье, но не к этой. Если я ошибаюсь, то подправьте меня.

      Ответить
  7. недоэлектрик:

    У вас фото автомобильного акб. Устройство этого акб можно увидеть в интернете. Если вы добрались до самого акб вы можете его проверить просто пробником на емкость: берем 2 обычные пальчиковые батарейки желательно новые и подключаем последовательно, к плюсу резистор 1 кОм 0.5-1 ват потом светодиод (думаю без разницы будет каким светом он светит — у меня стоит зеленый), к минусу батарейкам провод к другому концу светодиода. Замыкая эти два провода должен светится светодиод, пробник готов. Эти два провода пробника подсоединяем минус к минусу, плюс к плюсу к любой батарее и можно увидеть емкость этой батареи, чем ярче светодиод светится тем меньше емкость у данной батареи. Таким пробником я проверял акб пальчиковые и батареи типа крона отлично показывает, думаю, что и акб 12 вольт для авто будет тоже отлично показывать.

    Ответить
  8. Дмитрий:

    15в заряд идёт с генератора акум 65ка кислотный это нормально?

    Ответить
    1. Админ:

      На мой взгляд напряжение выдаваемое генератором немного завышено. В основном оно должно быть в определенных пределах, примерно от 13.6 до 14.7В. Поищите информацию для своего авто, какое нормальное напряжение должно быть на генераторе, тогда найдете ответ на свой вопрос.

      Ответить
  9. Анатолий:

    А почему автор решил ,что в необслуживаемых аккумуляторов газам некуда деваться? Там есть система вентиляции,которая обеспечивает отвод газов—так что тезис о снижении зарядного тока по этой причине неубедителен.

    Ответить
  10. Михаил:

    Посмотрите в ютубе канал — аккумуляторщик Виктор VECTOR, лучше в ютубе спеца не найти

    Ответить
  11. Олег:

    Старый аккум, прослужил 6 лет, не разу не ставил его на зарядку от зарядного устройства. Машиной зимой не пользуюсь, достаточно того, чтоб ее завести на 10 — 15 мин, считаю, этого достаточно, для поддержания аккума в норме. Щас же, стоит новый аккум, тем более, достаточно от машины подзарядить, чем покупать и морочить голову, выбирая зарядное устройство. За все время, проблем не было, чтоб машина не завелась.

    Ответить
  12. ВАЛЕРИЙ:

    Лучше купите портативное многофункциональное пуско-зарядное устройство HIGH-POWER GG-JS-19 и нет проблем. У меня уже 3 года. Завожу в любое время года, даже когда сдыхает аккум. Заводится с пол-тычка. Есть разные комплектации поэтому и цены разные. На Озоне 5890р. У меня с полным комплектом проводов. Заряжает все: телефон, ноутбук. Есть фонарь и многое другое, см. инструкцию. ЭТО ВЕЩЬ !!!!!!

    Ответить
  13. Владимир, Урал:

    Обнаружил ошибку: нет «гелиевых» АКБ, есть гелевые.

    Ответить
    1. Админ:

      Спасибо, исправил.

      Ответить
  14. Любовь:

    Товарищ дал какое-то чудо зарядное устройство grive energy a07749, буду признательна если кто нибудь объяснит как им пользоваться. Горит лампочка 12А и лампочка ошибка. Подсоединено все правильно.

    Ответить
    1. Админ:

      В интернете я не смог найти данное ЗУ. Могу предположить, что это автоматическое зарядное устройство в небольшой коробочке от наших братьев китайцев. Если так, то это не лучшее зарядное. Такие полностью автоматические зарядные могут «не видеть» аккумулятор если он разряжен практически полностью и напряжение на его клеммах менее 6-8 вольт. Поэтому может гореть ошибка. ЗУ просто не воспринимает АКБ как аккумулятор. Вам нужно проверить напряжение на клеммах АКБ и если оно низкое, то этим ЗУ аккумулятор не воскресить. Он получается скорее мертвый, чем живой. Можно конечно попробовать с помощью ЗУ Вымпел -57 (ссылка на него есть выше в комментариях), но это будет длительный процесс в несколько дней и нужно обладать некоторыми базовыми знаниями.

      Ответить
  15. Юрий:

    Источник постоянного тока с выходным напряжением 14.3 В подключается к АКБ (Е=13В). По мере зарядки напряжение на клемах подключенной батареи повышается до 16 В, хотя отдельно на вых. ЗУ 14,3 В. Как объяснить такое явление? Может аккумулятор выполняет роль конденсатора и повышается величина измеряемого напряжения? Ток при этом порядка 2 А, т.е. батарея потребляет энергию.

    Ответить
  16. Юрий:

    Делюсь случаем, как я спасал полностью разряженную АКБ. (Оставил на ночь под нагрузкой зимой).Принёс домой батарею, отогрел, подключил к ЗУ А ток практически короткозамкнутой нагрузки. Через большое сопротивление подал ток на АКБ порядка 50 Ма и так почти сутки. На батарее появилось напряжение. И стал добавлять понемножку ток уменьшая сопротивление. Понемножку это 200-400 Ма.. И через несколько дней я смог подать напрямую на батарею лишь 12 В без добавочного сопротивления при токе 1-2 А и только через 4-5 дней смог подключить АКБ к ЗУ как обычно. Это я к тому, что не подключайте такую батарею сразу к ЗУ, будьте готовы к такому развитию событий и не опускайте руки в таком случае. АКБ после этого успешно проработала еще 3 года. а в общем послужила 5 лет.

    Ответить
  17. Сергей:

    Сначала подключается зарядное устройство в сеть ~220В (без подключения к АКБ). Проверяем, чтобы стрелка на шкале амперметра была выставлена в 0(ноль). Затем, закоротив «крокодилы», выставляем ток заряда (1/10 ёмкости АКБ). Отключаем ЗУ от сети, цепляем на клеммы АКБ «крокодилы». Снова подключаем ЗУ в сеть ~220В.

    Ответить
  18. Андрей:

    Гелевые и AGM АКБ заряжают импульсным током, теперь есть такие многофункциональные зарядники, от4-100ач заряжают, плюс функция запуска в мороз и реанимация севшей в ноль АКБ, цена 1500р в среднем, Китай.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *