Алюминий — это металл, который активно окисляется на воздухе и на его поверхности образуется тугоплавкая и химически стойкая оксидная пленка. Также температура плавления алюминия всего 660 градусов и его нагрев свыше 300 градусов приводит к уменьшению прочности детали.
Поэтому пайка алюминия должна производиться с использованием специальных химически сильных флюсов и припоем с низкой температурой плавления. Кроме того, есть способы пайки без использования флюсов. Об этих способах написано ниже в статье.
Очень важно, чтобы алюминий был чистым, поэтому обезжириваем будущее место пайки любым растворителем или бензином.
Перед пайкой обязательно чистим алюминиевую деталь наждачной шкуркой или металлической щеткой. Зачистку производим не с целью удалить оксидную пленку, а чтобы сделать поверхность шершавой, что увеличивает площадь соприкосновения будущего места пайки. Это положительно скажется на прочности соединения. В процессе зачистки сдирается слой окислов с поверхности металла, и практически сразу они образуется заново под воздействием кислорода в воздухе. Но новый слой окислов по толщине будет меньше, чем старая оксидная пленка, таким образом облегчается задача флюса.
Классическая пайка с флюсом
Нагреваем деталь до необходимой технологической температуры в 250-300 градусов. Это можно сделать с помощью газовой пропановой горелки или с помощью обычной электрической печки. Если деталь большая и нужно нагреть ее локально, то нужно помнить о том, что из-за высокой теплопроводности алюминия нагретое место будет быстро остывать.
Для разрушения оксидной пленки на поверхности алюминия используем специальный флюс. Подойдет флюс Ф-59А, Ф-61А, Ф-64 или с надписью, что он предназначен именно для пайки алюминия.
Наносим флюс на алюминий и приступаем к лужению.
Для пайки алюминия существуют специальные припои, например ЦОП (цинко-оловянный припой) или А250. Вот их и используем для лужения. Натираем припоем место будущей пайки. Если деталь достаточно прогрета, то припой должен плавиться при соприкосновении с алюминием и образовывать небольшой слой полуды. Если этого не происходит, то еще нагреваем деталь до плавления припоя.
После лужения производим пайку с помощью обычных припоев, например ПОС 30, 40 или ПОС 60.
Пайка с использованием припоев со специальным флюсовым сердечником
Для пайки алюминия существуют специальные прутки, которые состоят из припоя и флюсового сердечника. Например, качественный припой CASTOLIN 192FBK или различные припои от китайских производителей с сайта Али экспресс. Также на официальном сайте производителя CASTOLIN размещена информация, что флюс в данных припоях не оказывает коррозионного воздействия и его в большинстве случаев можно оставлять в месте соединения.
Алгоритм действий пайки
Нагреваем алюминиевые детали в месте их будущего соединения. Здесь важно не расплавить сами детали, поэтому нужно контролировать их температуру. Это легко сделать с помощью припоя. Для этого стержнем припоя периодически проводим по месту пайки. Если припой начнет плавиться от разогретых деталей, то это говорит о том, что достигнута нужная температура.
Нагрев может занять от трех до пяти минут. Если же нагреть припой до температуры плавления, но не разогреть алюминиевые детали, то припой не будет к ним приставать.
Ни в коем случае не греем сам припой, так как его температура плавления намного меньше, чем температура плавления алюминия.
Данная технология довольно простая и если выдержать правильно технологическую температуру пайки, то получается довольно качественное соединение.
Технология лужения алюминия с механическим воздействием без флюса
Главное отличие данной технологии в том, что здесь не используется флюс для деактивирования пленки окислов на поверхности алюминиевых деталей. Но так как пайка алюминия невозможна с оксидной пленкой, то ее убирают механическим способом. При этом защищают алюминий от дальнейшего окисления или наносят слой припоя до того, как алюминий успевает окислиться.
В первом случае для того, чтобы алюминий не окислялся кислородом из окружающего воздуха, его защищают слоем машинного масла или расплавленной канифоли. Для этого на место пайки наносят слой машинного масла или канифоли. Затем скоблят поверхность алюминия каким-либо твердым предметом, чтобы содрать оксидную пленку. После, не вытирая масла или канифоли наносят припой и втирают его горячим паяльником.
Таким способом удается выполнить лужение, затем выполняется пайка.
Во втором случае алюминиевые детали разогревают до нужной технологической температуры примерно в 250-300 градусов. Сделать это можно любым доступным способом как описано выше по тексту.
Затем на разогретую деталь наносят припой, который расплавляется, но не схватывается с деталью, так как мешает слой окислов.
После припой втирают в деталь используя абразив. Например, можно втирать с помощью бруска точильного камня или использовать шуруповерт с щеткой. Таким образом механически сдирается оксид алюминия, и на его место сразу же втирается припой. Металл просто не успевает окисляться.
Минус этой технологии в том, что разогретый припой в виде капель разлетается во все стороны в момент механического воздействия и таким образом возможен его увеличенный расход. В момент лужения не забываем держать технологическую температуру.